Концепция Школы Российского Возрождения

Современные социальные процессы ставят каждого человека перед необходимостью анализа происходящего и определения своей жизненной позиции. В профессиональной педагогической деятельности это явление особенно важно, т.к. влечет за собой пересмотр целей, содержание методов работы, требует гуманизации и демократизации развития личности, новой профессиональной культуры педагога.

Педагогический коллектив нашей школы пришел к выводу о необходимости осуществить тщательный многомерный анализ достигнутого уровня работы. Учитывая специфику малого города России, где очень высок уровень социального контроля со стороны населения, где общественное мнение о школе складывается по независимым социальным законам.

Необходимость анализа вытекала также из потребности найти такую современную модель ОУ, которая позволяет максимально эффективно решать задачи развития личности в малом городе России, достойно ввести школьников в многообразный мир современной культуры в разных сферах жизнедеятельности человека.

Анализ проводился в несколько этапов. Анкетированием были охвачены все учащиеся, родители и педагоги школы. На встречах с родителями и выпускниками школы прошел целый ряд дискуссий и круглых столов. Педагогический коллектив использовал разные формы аналитической деятельности и пришел к следующим выводам.

К стабильным положительным характеристикам школы мы отнесли следующие:

1.     Стремление обучать детей независимо от уровня способностей и социально-педагогической запущенности, что дает стабильно высокий уровень знаний учащихся.

2.     Достаточно высокий профессионализм значительной части педагогического коллектива.

3.     Регулярное применение диагностических методик, на основе которых регулируется профессиональная деятельность.

4.     Стабильность высоких результатов по ряду предметов на разного уровня олимпиадах, смотрах и конкурсах.

5.     Наличие форм работы, где ребята и взрослые совместно участвуют в разнообразных делах.

6.     Работа с семьей, обеспечивающая высокий авторитет у населения города, который выражается в том, что в школе учатся дети с разных концов города и даже пригорода.

К проблемным сторонам, составляющим объективные трудности, мы отнесли:

1.     Ценностную разобщенность, связанную с противоречивым характером социально-экономических процессов, с резким изменением социокультурной среды города и страны.

2.     Отсутствие цели профессиональной деятельности осознанно принятой всеми членами педагогического коллектива, что не позволяет выстраивать системный, целостный процесс воспитания.

3.     Ситуативность использования средств воспитания с одной стороны, а, с другой, привычно-повторяющиеся традиции, тормозящие освоение современного контекста культуры.

4.     Изолированность классных коллективов друг от друга, высокая степень зависимости образа жизни от интересов, добросовестности и профессионализма классного руководителя.

5.     Незначительной участие школьников и родителей в управлении жизнедеятельностью школы, что снижает уровень социального опыта.

Решение поставленных задач опирается на следующие исходные положения. 

1.     Особенностью малого города является неповторимость инфраструктуры, связанная с природой и историей края. У каждого малого города свои исторические корни, определяющие образ и темп жизни, ведущие условия удовлетворения первичных потребностей.

2.     Экономические условия развития города накладывают отпечаток на весь образ жизни, на систему ценностей, на состояние отношений и уклад жизни семей. Возникает особый культурный фон либо притягивающий человека создавать и сохранять ценности, либо складывается пренебрежительное, потребительское отношение, разрушающее нравственную основу человеческих отношений.

3.     Школа является стабилизирующим фактором в жизни города, влияет на культуру жизнедеятельности поколения, что, в свою очередь, отражается на образовательных запросах семьи, на востребованности культурных ценностей.

4.     Культуру мы понимаем как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к окружающему миру. Культура характеризует особенности поведения и внешнего вида человека, специфику форм взаимодействия людей друг с другом, сознание и деятельность людей в конкретных сферах общественной жизни (культуры, быта, труда, и т.п.)

5.     Культура - есть собственно человеческий способ жизнедеятельности. Она закрепляет опыт человечества в нормах поведения, в системе ценностей, в традициях, в способах организации деятельности. Войти в жизнь общества - это значит максимально овладеть человеческой культурой. Однако, многообразие опыта ставит человека перед выбором: "Что осваивать?" Следовательно, школа может стать тем социо-культурным пространством, где ребенок получает возможность сориентироваться в современном культурном пространстве, закрепить на личностном уровне определенные нормы поведения в обществе и испытать возможность своей личности, включаясь в созидательную творческую деятельность на благо Отечества, тем самым обогащая собственную личность.

6.     Школа как особый социальный институт, приобщающий к культуре, должна, на наш взгляд, видеть не только информационный путь, но и ценностно-ориентирующий, организационно-деятельностный, моделирующий общественные отношения.

Школьный коллектив как особая культурная общность, способен закреплять на личностном уровне систему ценностей, присущий данной личности кругозор и опыт взаимодействия с окружающим миром.

Опора на данные исходные положения позволяет нам говорить о том, что возрождение России, в ее новом статусе, неразрывно связано с культурой в ее предметной и духовной значимости, следовательно, школа приобретает особую роль в Возрождении России через Культуру ее граждан.

Таким образом, ведущей идеей в создании модели воспитательной системы становится идея Возрождения через культуру.

Целью такой воспитательной системы может быть формирование личностной готовности к самореализации в условиях современного общества.

Учитывая многоаспектность терминов, используемых в формулировке цели, мы пришли к необходимости максимально детальной разработки содержания цели и взаимосвязи ее компонентов.

I. Рассматривая личностную готовность, мы выделяем в ней несколько обязательных свойств:

1.     Устойчивая познавательная активность, побуждающая человека к познанию мира, способного к постоянному самообразованию.

2.     Широта кругозора, поднимающая над узкопрофессиональными знаниями, не допускающая отчуждения личности от современной культуры.

3.     Культура устной и письменной речи, позволяющая точно выражать мысль, строить диалог, фиксировать результаты жизнедеятельности, воспринимать духовные ценности, выражение словом.

4.     Творческая активность, выражающая субъективность позиции, наличие собственного обоснованного взгляда на жизнь, потребностно-качественных преобразований в окружающем мире.

5.     Самостоятельность, концентрирующая нравственный выбор и характер способностей в том или ином виде деятельности.

6.     Дисциплинированность как сознательная самоорганизация личности в разнообразных жизненных ситуациях, подчиненная системе ценностей.

7.     Заботливость как действенный реальный гуманизм, побуждающий к конкретным поступкам на благо людей и позволяющий увидеть себя членом человеческого общества.

II. Задача воспитания состоит в том, чтобы данные личностные качества соединились в системное личностное образование. Что позволяет говорить о единстве знаний, чувств и действий, о целостном отношении к миру, к его ценностям.

Система ценностных ориентаций личности, закрепленная устойчивыми социальными связями переходит в личностный стержень, определяющий поведение, нормы, направленность, способы действия, в которых и выражается личностная готовность.

Система таких устойчивых связей позволяет концентрировать личностную готовность к взаимодействию:

  • Я и Я;
  • Я и другие люди;
  • Я и общество;
  • Я и труд;
  • Я и моя Родина с ее природой, историей и культурой.

III. К условиям современного общества, определяющим привычки к определенному образу жизни, мы относим культуросообразность жизнедеятельности в основных сферах социализации личности, которые будут определять пространство воспитательной системы.

Для такой открытой воспитательной системы мы определили следующие обязательные сферы: быт, познание, труд, общественная деятельность, досуг. В каждой сфере, реализуя себя через разнообразные социальные роли, ребенок осваивает основные культурные нормы и традиции, т.е. осваивает общую культуру, одновременно формируя индивидуальный, присущий ему опыт культуры жизнедеятельности в каждой из перечисленных сферах.

Специфика жизнедеятельности в каждой сфере, составляющей воспитательное пространство, обогащает социальный опыт всех членов школьного коллектива, и, в то же время, взаимно подкрепляет друг друга через единство принципов, на которых строится реальный практический процесс работы.

К таким принципам мы относим:

1.     Самоуправление как коллективная организация жизнедеятельности.

2.     Совместное участие детей и взрослых в созидательной творческой деятельности.

3.     Гуманистические воспитательные отношения как единство уважения и требования к личности.

4.     Активное познание мира во всем многообразии культуры, максимальный выход за пределы школьного учебника.

5.     Целостность развития личности через единство учебно-воспитательного процесса.

Концептуальная модель деятельности в школе Российского Возрождения имеет структурную модель, в которой четыре ступени развития с ведущей целевой установкой на каждой из них. Выявление и раскрытие природных способностей ребенка, формирование культуры познания как базовой культуры личности, привитие любви к учению и закрепление положительной мотивации учебной деятельности.

  • I ступень - 1-4 класс. Культура познания - каждый год жизнедеятельности ребенка построен на взаимосвязи учебной и игровой деятельности, позволяющих выявить и раскрыть природные особенности ребенка, а также скорректировать некоторые формы задержки психического развития и педагогическую запущенность.
  • II ступень - 5-7 класс. Ступень социо-культурной ориентации предполагает закрепление на личностном уровне определенных норм поведения, способов ориентации деятельности, содержательного наполнения ценностных отношений к миру через практическую деятельность по решению какой-либо познавательной задачи. 
    Приобретение опыта деятельности на основе конкретного задания позволит проявить устойчивость интереса к той или иной области культуры, развить природные способности, вступать в разнообразные межличностные контакты, расширить социо-культурный кругозор.
  • III ступень - 8-9 класс. Ступень приоритетного выбора, который становится возможным на основе предшествующего пробы сил.
    На данной возрастной ступени соединяются приоритетный вид деятельности и потребность в интенсивном неформальном общении через создание сводных объединений учебно-исследовательской направленности.
    Интенсивное расширение кругозора осуществляется через реальные широкие связи с окружающим миром, через непосредственное соединение учебного материала и его социо-культурных источников.
  • IV ступень - 10-11 класс. Ступень построения жизненной перспективы наполнена оттачиванием личностных качеств и углубленным освоением содержательной основы системы ценностей. На данной ступени основой является взаимодействие с разными структурами в производстве, с вузами, с научно-популярными журналами. Углубляется учебно-исследовательская деятельность.

Каждая последующая ступень только опирается на предыдущую, но не повторяет ни по формам, ни по содержанию. Однако идеи тематических периодов проходят, как сквозные, через все ступени, обогащаясь новым акцентом осмысления и уровнем проблем. (см. таблицу "Основные формы жизнедеятельности").

Итогом личностного развития на IV (последней) ступени должна быть личностная готовность к самореализации в условиях современного общества.